Глава IX. Семетей. Детство и юные годы Семетея. Бегство Каныкей в Бухару.
- Вот то озеро называлось Кенкольчук, вокруг него был сад. Отец мой для меня построил там дворец и поставил золотой трон. С молодыми женщинами и девушками я часто приезжала сюда из Бухары повеселиться и провести время. Мне бы хотелось сейчас взглянуть на это озеро.
Чийырды согласилась, и обе поехали к озеру.
Подъехав ближе, они увидели, что озеро высохло, деревья в саду тоже посохли, дворец и строения разрушились, а от золотого трона и следов не осталось. Увидев все это, Каныкей изменилась в лице и, обратившись к Чийырды, сказала ей:
- Милая матушка, вода в озере высохла, деревья погибли, а строения обрушились. Это нехорошая примета. Отгадай скорее, почему в дни постигшего нас несчастья и воды для питья в озере не стало?
Сказав это, она слезла с лошади и в беспамятстве упала на землю. Чийырды осмотрела окрестности озера, подумала, подняла голову Каныкей и сказала:
- Дитя мое, не огорчайся и не убивайся, достоин презрения этот лживый мир, кто может в нем спастись? Через него прошли многие пророки, прошли многие народы, много-много храбрых батыров прошло. Мастер не делает того, что не ломается, бессмертного бог еще не сотворил. Я тебе так растолкую то, что ты видишь. Высохшее озеро - это смерть Манаса. Засохшие чинары – это Абыке с Кёбёшем, разграбившие и поделившие наше имущество. Они опозорили тебя и заставили скитаться, как бездомную собаку. Но знай дитя, что это не простое озеро, оно таит в себе чудо. Вот посредине, взгляни, видишь - там, где должен был бы быть родник, большой черный холмик земли. Подойди и проколи его копьем. Если из-под земли пойдет вода, значит нас бог спасет; ели же воды не покажется, значит бог нас наказал, и мы тогда, не отставая от Манаса, должны проститься с этим миром.
Каныкей быстро вскочила, совершила омовение и, призвав дух Манаса, воткнула копье в землю. И вдруг свершилось чудо. Озеро быстро наполнилось водой, и деревья вновь зазеленели.
Счастливые тем, что загаданное ими исполнилось, беглянки, возложив пояса на свои шеи, со слезами радости сказали:
- Это нам указание, что Семетей благополучно вырастет и будет храбрее своего отца - Манаса. Он отомстит за все обиды и оскорбления, нанесенные нам Абыке и Кёбёшем.
После этого, разостлав седельные потники, Чийырды и Каныкей положили Семетея между собой и легли спать под чинарой.
Пусть они пока спят около озерка Кенкольчук, а мы в это время расскажем про отца Каныкей - Темир-хана.
Было у него тринадцать дочерей. Каныкей была самой младшей из них, и отец любил ее больше своей души. Последним родился у него сын, которому он дал имя Исмаил.
Исмаил в двадцать пять лет стал ханом вместе со своим отцом. Приняв бразды правления, он твердо стал править своим народом.
В один прекрасный день Исмаил, взяв с собой семьдесят богатырей, с гончими собаками и ловчими птицами выехал из Бухары на охоту в поле. Охотясь с соколом, он остановил свой взор на озерке Кенкольчук и, подозвав к себе своих джигитов, сказал: